рейтинг кафедры

Задача расчета рейтинга кафедр и научных коллективов как средство анализа и планирования развития университета.

Ре́йтинг ( англ. rating) — числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта, или явления.


енотЦель расчета рейтинга

Помимо «последовательных» систем, характерных для производства, имеется немало систем, организующих совместную работу отдельных однотипных объектов. В нашем случае это вузы в масштабах министерства и кафедры в масштабах вуза, хотя подход применим и к строительным управлениям треста, и к партиям геологов, и ко многим другим объектам такого рода.

Можно сказать, что кафедры развиваются самостоятельно, а вуз только создает условия для их развития, организует инфраструктуру и следит за эффективностью учебного процесса. В самом деле, ректор не может брать на себя ответственность по выбору того или иного направления развития сразу и в области механики, и в химии, и в информатике. Тем не менее, он должен иметь основу для сравнения эффективности работы различных кафедр. Та же задача по отношению к вузам стоит перед министерством.

Существует несколько подходов к оценке текущего состояния вуза. Один из них основан на формальном расчете показателей – рейтинге. Этот подход используется Министерством, и во многих вузах на его основе построены механизмы расчета рейтинга кафедр, преподавателей  и научных коллективов.

Недостатки формальной оценки творческой деятельности известны, они дают лишь грубое представление о коллективе. Но практика показывает, что самая лучшая кафедра может в результате погрешностей занять 3 или 4 место в рейтинге, но никак не 53 или 54. Таким образом, формальная оценка позволяет с помощью относительно простого механизма предварительно оценить потенциал кафедры, который затем корректируется с помощью дополнительных индивидуальных соображений.

Итак, имея N объектов (кафедр, вузов) вышестоящий орган управления формирует список показателей, состоящий из M позиций. Каждый из объектов фиксирует результаты своей работы по каждой позиции (например, количество статей или объемы хоздоговорных работ). Далее используется критерий, присваивающий каждой позиции соответствующий вес и вычисляющий рейтинг (чаще всего аддитивный, то есть являющийся результатом сложения по всем позициям). В зависимости от получившейся суммы объекты ранжируются. Интерес представляет как место, которое они занимают в списке, так и значение критерия. Например, кафедра механики набрала 337 баллов и заняла 3 место.


papka-300x168Задачи, связанные с расчетом рейтинга

Внедрение информационной системы

Предполагается, что университет имеет готовый алгоритм расчета рейтинга (основанный на министерском или какой-то другой — неважно). Теперь необходимо перейти от ручного сбора данных и трудоемких расчетов к использованию информационной системы, куда каждая кафедра (или даже каждый сотрудник) вносят исходную информацию, которая затем проверяется и участвует в автоматическом расчете рейтингов.

У нас есть опыт решения такой задачи, который подробно расписан ниже.

Оптимизация критерия

В некоторых случаях механизм расчета имеется (ручной или автоматизированный), но ставится задача изменения критерия путем дополнения списка показателей, их детализации (например, за разные уровни публикаций назначаются разные баллы), а также путем изменения весовых коэффициентов показателей.

Эта работа может вестись на основе опыта использования рейтинга, но есть и другой путь, более важный для совершенствования управления университетом. Он предполагает интеграцию процесса научных исследований с процессами методической и учебной работы. К сожалению, этот уровень управления сегодня практически не применяется, хотя именно он позволяет качественно улучшить имидж вуза и сконцентрировать усилия всего коллектива на важных стратегических направлениях.

Расширение системы

Практика внедрения показывает, что после успешной отработки научных показателей в список начинают включать методические, учебные и другие показатели кафедры. Таким образом, от контроля развития науки переходят к комплексному критерию развития кафедры.

Прогнозирование развития кафедры

Очень важная и перспективная задача, смысл которой не требует пояснений. К сожалению, сегодня ее не пытаются решать, хотя современные информационные системы позволяют это делать. Видимо, требуется время и дополнительные внешние воздействия для того, чтобы управление вузом перешло на этот уровень.

fish-388346_640Проект «Системное партнерство»

Поскольку сама природа вузовской деятельности везде одна и та же, поскольку прототипом рейтинговой оценки является подход Министерства, имеются серьезные основания считать, что возможно использование единого инструмента расчета рейтинга в виде информационной системы.

Эта идея была положена нами в основу разработки «Инновационной платформы вуза», пилотным модулем которой являются «Научные результаты». На этом сайте мы изложили ключевые моменты, связанные с самой системой и опытом ее внедрения.

Прототипом проекта стала система «Наука», которая разрабатывалась в период 2003-2008 гг. в Самарском государственном техническом университете (СамГТУ). Ее первая версия была посвящена задаче расчета рейтинга кафедр, но со временем система «захватила» многие другие области, в том числе методическую работу, работу со студентами и так далее. Система «Наука» продолжает работать и сегодня.

Система «Инновационная платформа вуза» построена на принципиально иной концепции, более соответствующей цели внедрения и сопровождения типового продукта. В конце 2014 года закончилось ее полноценное внедрение в НГПУ (Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина).

Успешное внедрение системы подтверждает перспективность выбранного нами направления. Мы будем рады контактам с самыми разными специалистами, которым интересна указанная здесь задача. Особый интерес представляют вопросы дальнейшего совершенствования системы с использованием агентных моделей и более глубоких форм критерия.

Мы подготовили специальный сайт «Системное ПАРТнерство» (http://spart14.ru), на котором представлены материалы по назначению, составу и внедрению «Инновационной платформы вузов» и ее пилотного модуля «Научные результаты», куда и приглашаем всех заинтересованных.

dashboard
Логистика, Методология, Производство
dashboard
параметры склада
Логистика, Методология
параметры склада
темы для студентов
Логистика, Университеты
темы для студентов
матрица
Методология
матрица
логистика
Логистика, Производство, Университеты
логистика
нейронные сети
Логистика, Методология, Производство
нейронные сети
агентные модели
Логистика, Производство, Университеты
агентные модели
управление проектами
Логистика, Производство, Университеты
управление проектами
мастер классы
Логистика, Университеты, Экология
мастер классы
сайт ЕСО 63
Общество, Экология
сайт ЕСО 63
системные ловушки
Методология
системные ловушки
сущность системы
Методология
сущность системы
BoardMaps
Общество, Производство, Университеты, Экология
BoardMaps
эволюция системы
Методология
эволюция системы
управление персоналом
Общество, Производство, Университеты
управление персоналом
рейтинг кафедры
Университеты
рейтинг кафедры
социальные системы
Общество
социальные системы
механический завод
Производство
механический завод
опыт работы
Логистика, Общество, Производство, Университеты, Экология
опыт работы
университеты
Университеты
университеты
предприятия
Производство
предприятия
ЮНИВОЛГА
Общество, Университеты
ЮНИВОЛГА
КАДАСТР ОТХОДОВ
Муниципалитетам
Производство, Экология
КАДАСТР ОТХОДОВ