сущность системы

Анализ определения системы с позиций ее эволюционного развития

 
IMG_1576Возникновение вопроса

В теории систем имеется много различных определений, которые по большому счету мало отличаются друг от друга. Мы следуем определению В.Н. Волковой, согласно которому система есть совокупность взаимосвязанных компонент. До тех пор, пока речь идет о текущем состоянии системы, вопросов не возникает.

Однако ясно, что динамика развития укрепляет или разрушает систему, то есть усиливает или ослабляет связи между компонентами. Этот механизм остается за кадром исследования аналитиков, хотя на практике мы сталкиваемся с ним постоянно.

По этой причине здесь очень кратко изложена авторская версия существования и развития системы, основанная на статическом определении.

Компоненты

В некоторых других статьях мы показали, что определение самих компонент, данное в определении в общей форме, может быть немного переформулировано, отчего их суть практически не меняется. Мы готовы признать, что искажаем исходное определение, но во всяком случае не противоречим ему, а это важно. Итак, система есть:

S = { Z, STR, TECH, COND }

  • Z — совокупность целей. В нашей формулировке это назначение или миссия, поскольку ряд систем (биологические например) не имеют цели.
  • STR — структуры, реализующие цели. Мы называем их составом, то есть производственными ресурсами.
  • TECH — технологическая компонента. Применяемые методы и средства, технологии, концепции.
  • COND — внешняя среда. Потоки входящих и выходящих ресурсов («сырье» и «продукция»).

Мы утверждаем также, что каждая из этих компонент автономна в том смысле, что может существовать не только в связке с исторически сложившимися компонентами, но и с другими, которые существуют вне системы или могли бы существовать в принципе. Речь, разумеется, не идет обо всех или о любых компонентах, а только о строго определенных. Важно, что они есть.

Таким образом, компонента в системе представляет собой нечто вроде атома, создавшего молекулу в совокупности с другими атомами. И эта молекула называется системой. Однако в определенных условиях молекула может распадаться, а ее атомы могут объединяться с другими атомами, образуя другие молекулы. Это очень отдаленное, но все же сходство.

138Вариант подхода к системе

Размышляя таким образом, мы можем предположить, что в природе существуют некоторые объекты, которые могут взаимодействовать, образуя те или иные системы. Заметим прежде всего, что сами объекты нельзя отнести к тому или иному виду компонент. Например, станки и оборудование хлебозавода относятся к технологической компоненте, но для завода, где они были изготовлены, эти станки являются продукцией, то есть относятся к компоненте «потоки ресурсов».

Второе замечание. Если объект входит в систему, он не теряет способности взаимодействовать с другими системами, если таковые имеются. Более того, целый ряд объектов одновременно «работает» на несколько однотипных систем в одном и том же качестве (например, «состав»). Это плохо видно на предприятиях, но отлично видно в социальных системах, когда отдельная личность или коллектив параллельно занимается выпуском электрогенераторов и участвует в народном хоре.

Что же не нравится нам в теоретическом определении? Нам нравится его научная сущность, но не нравится методологическое изложение. В учебниках по теории систем все начинается с самой системы, а компоненты и объекты рассматриваются как составляющие этой системы. Таким образом, мы теряем нить развития самого объекта, его взаимодействия с другими объектами, особенно в период становления или распада системы.

Мы предлагаем начинать с компонент (как минимум), а затем постепенно переходить к системам, а не наоборот. Это будет соответствовать естественному развитию мира вообще и системного мира в частности. Очевидно, и человек в своем сознании научился сначала отражать простые вещи — предметы, объекты, компоненты, а только затем увидел их взаимосвязь и совокупность.

logistikaЧто дает такой подход?

Есть по крайней мере две задачи, которые имеют большое практическое значение и которые решаются проще, если исследование системы начинается с отдельного исследования ее компонент. Кстати, на практике так и происходит.

Первая задача — исследовательская. Сталкиваясь со сложной системой, исследователь нередко не может охватить все многообразие ее составляющих, поэтому полезно начинать с исторического пути (но он не везде очевиден) и с простых форм существования системы. Однако ретроспективный анализ быстро приводит нас к времени становления системы, а «доисторические» процессы остаются за кадром. Вместе с тем, период, когда системы еще не было, а ее будущие компоненты уже существовали, является достаточно длительным и содержательным.

Вторая задача — стратегическая. Желательно не просто понять путь развития системы, но и сохранить ее в работоспособном состоянии (или наоборот, ликвидировать как можно быстрее). Для этого надо понимать, каким образом в системе может произойти замена одной компоненты на другую, каким образом может повлиять появление рядом с системой потенциальных компонент, как улучшить эту четверку путем подбора новой компоненты взамен устаревшей и так далее.

Наконец, если система есть субъективное отражение реальности в голове наблюдателя (работника), то в сложных производственных системах требуется добиваться создания коллективных понятийных платформ, то есть согласования позиций в коллективе. Это трудно сделать, если начинать с полноценного описания системы, но гораздо проще начинать с согласования ключевых понятий, какими и являются компоненты.

dsc03245Некоторые следствия

Профессиональный системный анализ (ПА) связан с решением сложных задач проектирования или исследования, где необходимо создание или уточнение структуры, выделение функций, построение стратегий с учетом обозначенных целей и так далее.

Профессиональный аналитик занимается планетарной, биологической, производственной системой, не принимая в расчет тот факт, что с этой системой работают отдельные люди и коллективы, не обладающие глубокими научными знаниями в области системных теорий. На примере производственной системы это очевидно, но даже биологи или астрономы вступают в сложные дискуссии при выборе тех или иных гипотез, проведении экспериментов, формировании выводов и составлении учебников для университетов.
Задачи традиционного анализа (ТА) предполагают в основном работу на параметрическом уровне. Конкретному работнику или коллективу пользователей требуется оптимизировать поведение в рамках данной структуры, уточнить алгоритмы, провести корректировку функций и проч.

Таким образом, многие системные факторы остаются на уровне условно постоянных. Сложная динамическая модель заменяется простой статической. Но поскольку система развивается, простую модель требуется время от времени заменять на новую. Образно говоря, если ПА работает с кинофильмом, то ТА использует альбом с фотографиями, соответствующими отдельным шагам в развитии системы.

В рамках ТА считается, что субъект просто переходит от одной системы к другой. В самом деле, если от субъекта не требуется создания новой системы (или исследования существующей), отпадает необходимость в целом ряде понятий и технологий, связанных с выбором структуры и целей, с определением уровня факторизации и так далее. Все это он получает в готовом виде.

Замена «плавной» линии развития на «кусочно-линейную» приводит к некоторым искажениям, которые на практике не имеют большого значения. Известный пример – мы условно считаем, что Земля имеет форму шара, хотя на самом деле это эллипс или даже более сложная форма, которую могут точно определить только специалисты.

Нетрудно представить, что каждый человек в своем развитии постепенно переходит от освоения простых систем к все более сложным. При этом возникает некоторое индивидуальное дерево развития, отражающее освоенные «ветви». Если было выбрано актуальное направление, человек становится специалистом по сложным версиям какого-то одного типа. Даже в науке просматривается этот подход – специализация и разделение труда.

ПА развивается и применяется в основном в сфере анализа крупных задач и проектов. До тех пор, пока речь идет о планетах или животном мире, в системе участвует относительно небольшой коллектив ученых, способных применять системные методы. Если же мы переходим к более простым и массовым задачам, здесь резко увеличивается количество участников, то есть носителей системных представлений. Наконец, при решении бытовых и индивидуальных проблем (профориентация, например) человек решает свои проблемы самостоятельно.

Слабое место теории систем — ее замкнутость. Возможно, вопросами массового анализа должна заниматься отдельная прикладная наука, или специальный раздел теории систем, но в любом случае основные положения теории пока не имеют методологии массового распространения системных знаний. В результате наука живет кулуарной жизнью, успевая применить свои методы в наиболее сложных системах, а «народ» остается системно безграмотным, применяя традиционные методы, то есть развивает свою «стихийную методологию» систем.

социальный кластер
Методология, Общество, Экология
социальный кластер
тестирование
Логистика, Методология, Производство
тестирование
dashboard
Логистика, Методология, Производство
dashboard
параметры склада
Логистика, Методология
параметры склада
темы для студентов
Логистика, Университеты
темы для студентов
матрица
Методология
матрица
логистика
Логистика, Производство, Университеты
логистика
нейронные сети
Логистика, Методология, Производство
нейронные сети
агентные модели
Логистика, Производство, Университеты
агентные модели
управление проектами
Логистика, Производство, Университеты
управление проектами
мастер классы
Логистика, Университеты, Экология
мастер классы
сайт ЕСО 63
Общество, Экология
сайт ЕСО 63
системные ловушки
Методология
системные ловушки
сущность системы
Методология
сущность системы
BoardMaps
Общество, Производство, Университеты, Экология
BoardMaps
эволюция системы
Методология
эволюция системы
управление персоналом
Общество, Производство, Университеты
управление персоналом
рейтинг кафедры
Университеты
рейтинг кафедры
социальные системы
Общество
социальные системы
механический завод
Производство
механический завод
опыт работы
Логистика, Общество, Производство, Университеты, Экология
опыт работы
университеты
Университеты
университеты
ЮНИВОЛГА
Общество, Университеты
ЮНИВОЛГА
КАДАСТР ОТХОДОВ
Муниципалитетам
Производство, Экология
КАДАСТР ОТХОДОВ