вокруг джаза

культурная перестройка

 
IMG_1576Мы становимся свидетелями коренных изменений в обществе. Совершенно очевидно, что параллельно с развитием производства будет меняться и культура. Не только тематика произведений, не только подход к тем или иным ее направлениям, но и сама структура, состав и приоритеты видов искусства, степень их близости к жизни основной массы населения.

Здесь мы хотели бы высказать некоторые идеи, касающиеся возможных вариантов развития джаза в России. Это одно из спорных направлений, имеющее ярых сторонников и не менее ярых противников. Вопрос в конце концов сводится к тому, какова роль джазовой музыки, концертов, мастер-классов в жизни современной России и следует ли поддерживать это направление или понимать его как внешнюю культуру, которой могут интересоваться разве что узкие специалисты?

Музыка и технологии

Совершенно очевидно, что музыка как элемент культуры тесным образом связана с организацией жизни общества. Имеются в виду производственные технологии, уровень образования, вектор развития, принятый всем населением или каким-то его классом, и так далее. 

Музыка интересна человеку, если она резонирует с его социальной позицией, проблемами, мечтами, воспоминания о прошлом и надеждами на будущее. Интерес к тому или иному стилю, ритму, сюжету возникает в зависимости от тех задач, которые стоят перед человеком. Но и обратное тоже верно — музыка создает определенный настрой, толкает человека на определенное поведение в конкретных ситуациях. 

В обществе мы наблюдаем два встречных потока. Один идет от личных потребностей (а если посмотреть глубже — от социальной позиции человека в данный момент). Другой — от средств массовой информации и других источников, включая громкую музыку из проезжающих автомобилей. 

Можно сказать, что человек входит в культурную среду с определенными заказами, а среда выдает ему предложения, не всегда соответствующие этим заказам. 

Вектор развития общества

Большинство согласится с тем, что в России сегодня существуют разные мнения по поводу развития общества, но все они сходятся на том, что технологический уровень производства, образования, социального обеспечения должен быть повышен. Дескать, давно пора брать лучшие образцы и двигать страну вперед. Повторим, при этом каждый понимает этот «вперед» по-своему. 

Тем не менее, существует коридор возможного. Мы не можем сразу прыгнуть на самый верхний уровень жизни, даже если бы и очень хотели. Точно так же, мы не можем оставить все, как есть, ибо в этом случае ясно, что это путь в никуда. 

При всех различиях во мнениях, большинство все же понимает, что одним из условий «правильного» развития является повышение уровня производства (в том числе сельского хозяйства, транспорта, технологий образования, медицины, экологии и так далее). Если этот так, то кроме передовых разработок и современных станков нужны люди, обладающие повышенными творческими способностями. 

В самом деле, технологии низкого уровня используют рутинный труд и не требуют особых размышлений. Более того, слишком бойкий ум оказывается помехой рутинным процессам. Нередко он стремится развернуть их в свою сторону (коррупция). 

Технологии высокого уровня требуют творческого мышления, умения видеть варианты, выбирать из них наилучший, анализировать, оптимизировать. Без таких свойств человека вряд ли мы можем мечтать о существенном повышении технологического уровня. 

Музыкальный арсенал

Что же мы имеем сегодня в нашей фонотеке и каким образом ее следовало бы освежить?

Здесь мы не будем навязывать свое мнение читателю, а попросим его вспомнить, как развивались наши музыкальные программы за последние 30-40 лет. Полезно начать с фестивалей в Сан-Ремо, песни «Феличита», новогодних концертов в Московском цирке и довести эту линию до «музыки рекламных роликов», которую мы слышим каждый день по многу раз. 

Заметим, что многие музыкальные волны приходят к нам извне. Здесь и итальянская музыка, и техно, и много чего еще. Нетрудно сообразить, что они возникли в свое время в определенных странах и в определенной ситуации, отражая технологическую (социальную) позицию того или иного слоя.

Мы берем их за образец, а дальше у них начинается своя судьба. Одни из них быстро уходят, другие задерживаются надолго, трансформируются, проникают в нашу традиционную культуру, либо вообще не оставляют на ней следа — вариантов множество. 

Если утрировать, мы просто покупаем импортные товары и пытаемся шить свои такие же в соседнем подвале, однако только в том случае, если они пользуются спросом. 

Джаз в России

Во-первых, сразу оговоримся. Джаз — лишком емкое понятие, включающее в себя множество самых разных течений, часть которых себя изжила, другая зашла в тупик, а третья продолжает активно развиваться. Как ни странно, мы будем говорить об отношении к джазу вообще, включая все его плюсы и минусы.

Это определенная культура, основанная на импровизации, на авторском прочтении известных тем, на применении новых форм музыкального языка — и так далее. В этом широком процессе слушателя провоцируют на содействие, на подключение его творческих возможностей, и здесь уже каждый поднимается на тот уровень, который ему необходим и на который он способен. 

Ясно одно — джаз подталкивает человека к активному восприятию мира, к постоянному пересмотру и развитию его взглядов на окружающий мир. Музыка не столько определяет коридор, по которому следует идти, сколько показывает территорию за пределами выбранного пути, позволяет видеть параллельные возможности и запасные тропы. 

Нужно ли нам это сейчас? Судя по тем задачам, которые декларируются отдельными людьми и обществом в целом, как раз это нам и нужно. Мы мечтаем о качественном развитии. Нечто похожее было в обществе в 30-е годы, во времена Утесова, Варламова и Шульженко. 

Является ли джаз той панацеей, которая спасет Россию? Разумеется, нет. Но согласимся, что сейчас он нужен гораздо больше, чем конкурс Евровидение, где содержание давно стало жертвой формы. Разумеется, это не означает, что любой джазовый опыт нам нужен и интересен. Мы даже готовы признать, что некоторые направления были бы просто вредны. Но это не повод бросать тень на весь джаз.

Некоторые выводы

Хотим мы этого или нет, технологический и организационный подъем в обществе будет сопровождаться появлением новой культуры или сменой приоритетов в культурной сфере. Появятся какие-то новые направления, заимствованные извне (как обычно бывает) и прошедшие через котел российской культуры, отчего они приобретут свои новые неповторимые свойства. 

Джаз в его западной реализации — это сырье, в котором сегодня нуждается российская культура, которая будет его перерабатывать и использовать для производства своих собственных образцов. 

Мы не призываем копировать западные достижения. Речь идет об исходных материалах, о прототипах. Если уж мы готовы брать технологические разработки у запада, почему нужно отказываться от культурных наработок?

 

журналистам
Логистика, Университеты
журналистам
управление персоналом
Общество, Производство, Университеты
управление персоналом
оценка устойчивости
Методология
оценка устойчивости
национальная идея
Методология
национальная идея
скотоводы и земледельцы
Общество
скотоводы и земледельцы
вокруг джаза
Общество
вокруг джаза
кто следующий?
Методология
кто следующий?
социальный кластер
Методология, Общество, Экология
социальный кластер
тестирование
Логистика, Методология, Производство
тестирование
dashboard
Логистика, Методология, Производство
dashboard
параметры склада
Логистика, Методология
параметры склада
матрица
Методология
матрица
логистика
Логистика, Производство, Университеты
логистика
нейронные сети
Логистика, Методология, Производство
нейронные сети
агентные модели
Логистика, Производство, Университеты
агентные модели
управление проектами
Логистика, Производство, Университеты
управление проектами
мастер классы
Логистика, Университеты, Экология
мастер классы
сайт ЕСО 63
Общество, Экология
сайт ЕСО 63
рейтинг кафедры
Университеты
рейтинг кафедры
социальные системы
Общество
социальные системы
механический завод
Производство
механический завод
опыт работы
Логистика, Общество, Производство, Университеты, Экология
опыт работы
университеты
Университеты
университеты
ЮНИВОЛГА
Общество, Университеты
ЮНИВОЛГА
КАДАСТР ОТХОДОВ
Муниципалитетам
Производство, Экология
КАДАСТР ОТХОДОВ