мастер классы

вводные лекции для студентов «СИСТЕМНЫЙ МИР»

ИСКУССТВО И НАУКАIMG_1784

Мастер классы обычно проводят музыканты, гончары или кулинары, а мы пытаемся распространить это понятие на информационные технологии и управление сложными системами.

Заметим, что в любой сфере есть элементарные четко формализованные понятия, которые затем складываются в более гибкие комплексы, а на верхнем уровне — в уникальные конструкции. Весь вопрос в том, что в одних сферах формализованная часть предмета глубоко изучена, а в других она выглядит гораздо скромнее.

Молодой специалист начинает изучение предмета с элементарных понятий. В музыкальной школе он играет гаммы, в футболе учится попадать в ворота, в математике — изучает квадратные корни. Музыкант и футболист годами отрабатывают элементарные навыки, прежде чем начинаются разговоры о творческой индивидуальности и особом стиле. Но ведь то же происходит и с инженером. Он должен прежде освоить массу предметов, затем научиться применять полученные знания на практике, и только после этого способен заняться настоящим творчеством.

Очевидно, в любой профессии нужно уважать четкое владение элементами и развивать творческое начало. Главное — следует соблюдать баланс. Определенное количество накопленных знаний и навыков должно перерастать в освоение творческих методов. Говорят, что гений — это на 90 процентов труд и на 10 процентов талант. Скажем иначе. 10 процентов усилий в области творчества возникают на базе 90 процентов усилий по овладению элементами профессии.

ВУЗЫ И ПРОИЗВОДСТВОIMG_1687

Традиционное мнение о карьере механика или программиста выглядит так. Сначала изучение основ по книгам и лабораторным макетам, а после защиты диплома — переход на реальный объект, где приходится решать сугубо практические задачи, развивая свое профессиональное искусство. «Забудьте дедукцию, давайте продукцию!».

На самом деле элементы творчества присутствуют с первых шагов обучения в вузе. Студента приглашают участвовать в олимпиадах, работать в научных коллективах. Если такого рода работа поставлена плохо, студент параллельно с учебой начинает подрабатывать в соседней фирме, приобретать практический опыт. С другой стороны, все специалисты, занятые производством, продолжают расширять свою базовую платформу, изучая новые материалы и технологии в своей сфере.

Предметом нашего внимания является переход молодого специалиста от вуза к производству. Хотелось бы сделать его по возможности плавным, подготовить студента к смене обстановки, не используя «шоковую терапию». С другой стороны, плавное вхождение в рабочий процесс позволяет быстро подключать молодого специалиста к реальным (и интересным) проектам, вместо того, чтобы доучивать его еще пару лет, называя это стажировкой.

ЧТО ДЕЛАТЬdaisy-424893_640

Заметим, что специалисты предприятий проходят весь путь от освоения элементарных понятий до высокого творчества. Понятно, что далеко не все из них Моцарты и Эйнштейны, но почти каждый творит в рамках отведенного ему пространства. При этом каждый специалист прошел через вузовскую подготовку и знает эту систему хотя бы с позиций студента.

Что же касается преподавателей вуза, то у них нет такого производственного опыта. Некоторая часть вообще не соприкасается с производством, а продолжает обучать студентов теореме Коши или законам Кирхгофа. Но даже те сотрудники, которые занимаются выполнением хоздоговоров, не имеют возможности «побыть в шкуре» заводского работника. Они все-таки остаются наблюдателями, хотя и приносят на производство бесценное знание и формируют научную базу стратегических проектов.

Отсюда следует, что производство должно прийти в вуз и создать там свои плацдармы, доступные для студентов. Первоначальная задача может быть сформулирована чрезвычайно просто. Допустим, мне нужен молодой специалист. Я знаю, что через год он защитит диплом и придет ко мне. После этого выяснится, что при довольно высоком уровне в одних вопросах он имеет изъяны подготовки в других. Так стоит ли ждать, пока будет готов диплом? Может, лучше сэкономить время и начать заполнять пробелы сегодня? Так будет лучше и мне, и студенту.

Мастер класс — это обзор первых творческих шагов, которые становятся доступны молодому специалисту. Класс начинается с обзорных лекций по вопросам разработки проектов, управления коллективами, развития систем и теоретическим проблемам. Уже на этом уровне студент может понять, что ему ближе — предприятие, фирма-разработчик или научная кафедра.

Затем начинается индивидуальная работа с профессионалами. Выполняются несложные, но самостоятельные проекты. Наиболее простой вариант — формирование лабораторной работы для студентов на базе реальной разработки. Основные решения уже приняты, система живет и работает. Однако при изготовлении инструмента обучения приходится решать много дополнительных вопросов. Проект повторяется, но в ином качестве, где в случае затруднений можно брать готовое решение, но можно попробовать и отойти от колеи и предложить свой подход.

Сказанное опробовано много раз. Первые студенты, которые попали на мастер класс, который в 80-е годы назывался семинар и проводился на базе кафедры ВТ КПтИ (СамГТУ), сегодня занимают высокие посты и являются признанными авторитетами в своей области. Разумеется, речь идет не о всех, кто однажды посетил такой семинар, а о наиболее активных.

IMG_200000СИСТЕМНЫЙ МИР

В феврале-марте 2016 на базе кафедры ЭИС ПГУТИ был проведен курс из 4 лекций под названием СИСТЕМНЫЙ МИР. Наибольший интерес вызвала информация о конкретных проектах в области логистики, автоматизации вузов и предприятий, в медицине и проч.

Сравнивались первоначальные представления о проекте и проблемы, которые «неожиданно» возникали по мере его разработки. Несмотря на существенную разницу в предметных областях, масштабах и решаемых задачах выделены общие моменты, которые проявляются всегда и везде с высокой вероятностью. Разумеется, речь шла не только о проблемах, но и о решениях, выводах и рекомендациях.

Сотрудничество кафедры и практических разработчиков вновь подтвердило свою актуальность. Мы готовы рассмотреть любые предложения от вузов Самары и даже других городов о повторении курса в стенах других университетов. На общественных началах, разумеется.

В свою очередь, мы готовим предложения для СамГТУ и СГАУ по проведению вводных лекций ориентировочно в декабре 2017 — феврале 2018.

агентные модели
Логистика, Производство, Университеты
агентные модели
управление проектами
Логистика, Производство, Университеты
управление проектами
темы для студентов
Логистика, Университеты
темы для студентов
мастер классы
Логистика, Университеты, Экология
мастер классы
проблемы
Логистика, Методология, Общество, Производство, Университеты, Экология
проблемы
сайт ЕСО 63
Общество, Экология
сайт ЕСО 63
метод
Логистика, Методология, Общество, Производство, Университеты, Экология
метод
системные ловушки
Методология
системные ловушки
сущность системы
Методология
сущность системы
BoardMaps
Общество, Производство, Университеты, Экология
BoardMaps
эволюция системы
Методология
эволюция системы
управление персоналом
Общество, Производство, Университеты
управление персоналом
рейтинг кафедры
Университеты
рейтинг кафедры
социальные системы
Общество
социальные системы
механический завод
Производство
механический завод
опыт работы
Логистика, Общество, Производство, Университеты, Экология
опыт работы
университеты
Университеты
университеты
логистика
Логистика, Производство
логистика
предприятия
Производство
предприятия
ЮНИВОЛГА
Общество, Университеты
ЮНИВОЛГА
МАТРИЦА
Методология
МАТРИЦА
КАДАСТР ОТХОДОВ
Муниципалитетам
Производство, Экология
КАДАСТР ОТХОДОВ