мастер классы

5 вводных лекций для студентов СИСТЕМНЫЙ МИР

ИСКУССТВО И НАУКАIMG_1784

Термин «мастер класс» обычно применяют к творческим сферам, таким как музыка, гончарное производство или кулинария. Поступаем ли мы корректно, распространяя это понятие на информационные технологии и управление сложными системами? отвечая на этот вопрос, поясним нашу позицию.

В любой сфере есть элементарные четко формализованные понятия, которые затем складываются в более гибкие комплексы, а на верхнем уровне — в уникальные конструкции. Творчество возникает в процессе композиции простейших элементов в нечто целое. Это в равной степени относится как к проектированию моста, так и к написанию поэмы. Весь вопрос в том, что в одних сферах формализованная часть предмета глубоко изучена, а в других она выглядит гораздо скромнее. Скажем иначе — в сфере науки и техники планка искусства поднята выше, только и всего.

Молодой специалист начинает изучение предмета с элементарных понятий. В музыкальной школе он играет гаммы, в футболе учится попадать в ворота, в математике — изучает квадратные корни. Музыкант и футболист годами отрабатывают элементарные навыки, прежде чем начинаются разговоры о творческой индивидуальности и особом стиле. То же у инженера. Он должен прежде освоить массу предметов, затем научиться применять полученные знания на практике, и только после способен заняться настоящим творчеством.

Но есть еще и традиционное мнение. Оно говорит о том, что музыкант должен родиться Моцартом, а инженерному делу можно научить любого — было бы прилежание. От художника с первых шагов ждут проявления индивидуальности, а механика и программиста воспитывают в духе точного следования передовым технологиям. Жизнь затем вносит коррективы и расставляет все по местам. Художник едет доучиваться в Италию, механик начинает собирать диковинные машины в своем гараже.

Но мы о другом. Очевидно, в любой профессии нужно уважать четкое владение элементами и развивать творческое начало. Главное — следует соблюдать баланс. Определенное количество накопленных знаний и навыков должно перерастать в освоение творческих методов. Говорят, что гений — это на 90 процентов труд и на 10 процентов талант. Скажем иначе. 10 процентов усилий в области творчества возникают на базе 90 процентов усилий по овладению элементами профессии.

ВУЗЫ И ПРОИЗВОДСТВОIMG_1687

Традиционное мнение о карьере механика или программиста выглядит так. Сначала изучение основ с некоторыми основами творчества, а после защиты диплома — переход на конкретное место работы, где в основном приходится формировать и развивать профессиональное искусство, пополняя его последними элементарными основами.

Если современных направлений и творческих школ в любой сфере довольно много, то на уровне элементарных знаний существуют проверенные временем стандарты, подкрепленные к тому же хорошей методической базой. По этой причине имеет смысл собирать всех инженеров в одном месте и учить по одной программе, что и делается в университетах. Различия по факультетам не так уж велики, как кажется.

Что же до следующего этапа — творческого — здесь у студента возникает масса вариантов. Ему было бы полезно попасть в такую сферу, где он мог бы раскрыть свои возможности наилучшим образом. Но ему предлагают и он выбирает место работы по другим признакам — характер работы, требуемая квалификация, заработная плата, возможность карьеры и проч. Это, конечно, очень важно, но это тень профессии, однобокое ее отражение. А полной картины увидеть не удается.

ЧТО ДЕЛАТЬdaisy-424893_640

Желательно получить более глубокое предварительное представление по нескольким направлениям, чтобы в момент выбора (получение диплома) уже иметь некоторый опыт работы на том или ином объекте. Многие так и делают, и параллельно с обучением поступают на работу, получая представление о возможном дальнейшем пути.

Мастер класс позволяет упростить этот процесс. Это обзор первых творческих шагов, которые становятся доступны молодому специалисту. Класс начинается с обзорных лекций по вопросам разработки проектов, управления коллективами, развития систем и теоретическим проблемам. Уже на этом уровне студент может понять, что ему ближе — предприятие, фирма-разработчик или научная кафедра.

Затем начинается индивидуальная работа с профессионалами. Выполняются несложные, но самостоятельные проекты. Наиболее простой вариант — формирование лабораторной работы для студентов на базе реальной разработки. Основные решения уже приняты, система живет и работает. Однако при изготовлении инструмента обучения приходится решать много дополнительных вопросов. Проект повторяется, но в ином качестве, где в случае затруднений можно брать готовое решение, но можно попробовать и отойти от колеи и предложить свой подход.

Сказанное опробовано много раз. Первые студенты, которые попали на мастер класс, который в 80-е годы назывался семинар и проводился на базе кафедры ВТ КПтИ (СамГТУ), сегодня занимают высокие посты и являются признанными авторитетами в своей области. Разумеется, речь идет не о всех, кто однажды посетил такой семинар, а о наиболее активных.

IMG_200000СИСТЕМНЫЙ МИР

В феврале-марте 2016 на базе кафедры ЭИС ПГУТИ был проведен курс из 4 лекций под названием СИСТЕМНЫЙ МИР. Первоначальный план (5 лекций) был заменен, хотя его идея сохранилась. Наибольший интерес вызвала информация о конкретных проектах в области логистики, автоматизации вузов и предприятий, в медицине и проч.

Сравнивались первоначальные представления о проекте и проблемы, которые «неожиданно» возникали по мере его разработки. Несмотря на существенную разницу в предметных областях, масштабах и решаемых задачах выделены общие моменты, которые проявляются всегда и везде с высокой вероятностью. Разумеется, речь шла не только о проблемах, но и о решениях, выводах и рекомендациях.

Чем закончились лекции? Планами по продолжению. Сейчас обсуждается практика студентов, затем — возобновление работы осенью в формате факультатива или студенческого бюро. Не будем забегать вперед. Посмотрим, как все сложится. А пока можно сделать вывод:

Сотрудничество кафедры и практических разработчиков вновь подтвердило свою актуальность. Мы готовы рассмотреть любые предложения от вузов Самары и даже других городов о повторении курса в стенах других университетов. На общественных началах, разумеется.

системные ловушки
Методология
системные ловушки
сущность системы
Методология
сущность системы
BoardMaps
Общество, Производство, Университеты, Экология
BoardMaps
эволюция системы
Методология
эволюция системы
сайт ЕСО 63
Общество, Экология
сайт ЕСО 63
НОВАЯ СТРУКТУРА
НОВАЯ СТРУКТУРА
мастер классы
Логистика, Университеты, Экология
мастер классы
управление персоналом
Общество, Производство, Университеты
управление персоналом
управление проектами
Логистика, Производство, Университеты
управление проектами
рейтинг кафедры
Университеты
рейтинг кафедры
социальные системы
Общество
социальные системы
механический завод
Производство
механический завод
опыт работы
Логистика, Общество, Производство, Университеты, Экология
опыт работы
HiPer технология
Логистика, Производство, Экология
HiPer технология
университеты
Университеты
университеты
логистика
Логистика, Производство
логистика
предприятия
Производство
предприятия
МАКЕТ
Логистика, Производство
МАКЕТ
ЮНИВОЛГА
Общество, Университеты
ЮНИВОЛГА
МАТРИЦА
Методология
МАТРИЦА
КАДАСТР ОТХОДОВ
Муниципалитетам
Производство, Экология
КАДАСТР ОТХОДОВ