кто следующий?

как определить предметную область, в которой назревает активная системная реорганизация?

Проблемы и задачи, которые стоят сегодня перед образованием, медициной, экологией и культурой, известны. В каждой из этих сфер приняты определенные планы (эффективные или нет — покажет время), над их выполнением работают специалисты. Но это не значит, что все текущие проблемы будут решены, а новых не появится. 

Можем ли мы на основе анализа прогнозировать назревающие кризисы в какой-то сфере или в обществе в целом? Совершенно очевидно, что любой кризис развивается постепенно, и гасить его на ранней стадии гораздо проще. Тот, кто предупрежден, тот вооружен. 

Проверенный метод

Будем опираться на метод, который рассматривает кризис как «штатную» фазу в развитии любой системы. Его суть кратко сводится к следующему.

Любая сложная система на первых порах не обладает устойчивостью. Ее составные части существуют сами по себе, однако уже начинают активно взаимодействовать. В зависимости от множества причин это взаимодействие то усиливается, то слабеет, и это естественно. Структура будущей единой конструкции еще не устоялась, роль локальных систем до конца не ясна.

В этих условиях возникают идеи, которые отталкиваются от сложившихся отношений между локальными структурами. Предлагается что-то поменять в одной из них, но при этом предполагается, что все остальные будут действовать по-прежнему.

В результате активная система-новатор меняет свое поведение, нарушая старую систему отношений. Как следствие, остальные системы тоже вынуждены менять свое поведение. В этот переходный период накопленный ими потенциал еще продолжает расходоваться какое-то время, что вызывает опасения у специалистов, но не находит поддержки у лидирующей системы.

Это еще не кризис, а подготовка к нему. В результате при очередном внешнем возмущении оказывается, что одна из систем, про которую «забыли», уже не может выполнять свои функции так, как раньше. Она ослаблена, частично разрушена, а быстро восстановить ее нет возможности. Кризис заключается в том, что потребность в этой структуре есть, а возможностей у нее нет. Дальнейшее не требует пояснений.

Рассуждая таким образом, мы можем указать (предположительно) на те сферы и соответствующие системы, которые сегодня работают на «старых запасах». Рано или поздно макросистема обнаружит дефицит этих ресурсов, необходимость их возобновления и проч., но к этому моменту старая система производства будет уже утеряна, а новая еще не появится. Начнется экстренная кампания восстановления утраченного.

Но в новой структуре уже нельзя пользоваться старыми схемами, поэтому отрасль, сфера, направление станет актуальным, а пока оно встанет на ноги — общество будет испытывать кризис. Вывод — чем раньше мы обнаружим такую ситуацию — тем лучше.

Макросистема 

Любая системная структура характеризуется прежде всего принципами отношений с внешней средой. Здесь выделим две основные схемы. Одна из них — попытка создания внутреннего баланса (сколько берем, столько и отдаем), другая основана на «всасывании» внешних ресурсов. 

Примеры «потребительских» систем — разбазаривание природных ресурсов, колониальная политика, использование труда рабов в интересах рабовладельцев — и так далее. Часть таких систем уже рассыпалась, другой распад еще предстоит. 

«Целостный» подход заключается в более или менее равноценном обмене ресурсами с внешней системой. Возобновление лесов, животных, борьба за экологически чистое производство — это попытки выровнять отношения человека с природой. Равноправные отношения между странами. Социальная справедливость. 

История показывает примеры того и другого подхода и их результаты. Слабое место потребительской системы в том, что внешние ресурсы рано или поздно заканчиваются (или заканчивается возможность ими пользоваться). Целостные системы оказываются более устойчивыми. 

Традиционные ценности

Сегодня много внимания уделяется традиционным ценностям. Однако часто за этим стоит результат (ресурс), а не система воспроизводства, то есть мы снова пытаемся строить потребительскую систему, систему неустойчивую. Почему так?

Возьмем, к примеру, культуру. Полвека назад под этим понимались вполне определенные процессы, для их поддержки и возобновления выделялись средства и так далее. Разумеется, эта система была однобокой, и что-то было очень хорошо, а что-то совсем не очень. 

Новая система, новый мир понимают, что без культуры нельзя, и готовы даже ее поддерживать, но при этом никто толком не знает, что именно новая культура должна производить, какие ресурсы готовить. Поэтому эффективность ее гораздо ниже, и даже при определенных дотациях (недостаточных) она не способна построить крепкую и устойчивую систему возобновления. Активнее всего развиваются наиболее простые формы, не имеющие стратегического значения. 

Суть в том, что отношения между промышленностью и культурой, между образованием и наукой, между социальными группами и поколениями существенно изменяются, а «договор» и правила обмена остаются прежними. Это и создает почву для появления «странных» конструкций, которые снимают пену, а затем уходят со сцены. 

Обществу требуется разобраться в приоритетах. Если мы ходим выжить, значит — надо ориентироваться на целостные системы, не надеяться на привлечение внешних ресурсов, а стараться обойтись собственными силами. При этом равноценный обмен с внешней средой, с партнерами на уровне идей, ресурсов, усилий только приветствуется. 

Актуальная задача

Мы должны задать себе вопрос — какую схему выживания мы намерены использовать? Если это целостная схема, значит основной задачей дня является выявление «паразитных» процессов, основанных на принципе захвата общих ресурсов в частных интересах. 

Следовательно, обществу предстоит провести анализ всех существующих ныне процессов, разложить их на две группы, и постараться заменить существующие сегодня потребительские системы на целостные. Это нужно сделать в экономике, в науке и производстве, в культуре, в образовании и так далее. 

Рассматривая сложившуюся в мире ситуацию, анализируя процессы развития страны, наблюдая поведение наших детей, мы везде увидим возможность для такого подхода. 

Отдельные кризисы сегодня сливаются в большой системный кризис. Решать его путем преобразований в какой-то одной стране или профессиональной сфере не получается. Все слишком взаимосвязано. 

Теперь следует применять другую технологию — устранение перекосов, связанных с неравномерным распределением ресурсов и неравноценным обменом между отдельными системами. Здесь вам и санкции, здесь и коррупция, и экология, и традиционная культура, и наука, и все остальное.

 

 

журналистам
Логистика, Университеты
журналистам
управление персоналом
Общество, Производство, Университеты
управление персоналом
оценка устойчивости
Методология
оценка устойчивости
национальная идея
Методология
национальная идея
скотоводы и земледельцы
Общество
скотоводы и земледельцы
вокруг джаза
Общество
вокруг джаза
кто следующий?
Методология
кто следующий?
социальный кластер
Методология, Общество, Экология
социальный кластер
тестирование
Логистика, Методология, Производство
тестирование
dashboard
Логистика, Методология, Производство
dashboard
параметры склада
Логистика, Методология
параметры склада
матрица
Методология
матрица
логистика
Логистика, Производство, Университеты
логистика
нейронные сети
Логистика, Методология, Производство
нейронные сети
агентные модели
Логистика, Производство, Университеты
агентные модели
управление проектами
Логистика, Производство, Университеты
управление проектами
мастер классы
Логистика, Университеты, Экология
мастер классы
сайт ЕСО 63
Общество, Экология
сайт ЕСО 63
рейтинг кафедры
Университеты
рейтинг кафедры
социальные системы
Общество
социальные системы
механический завод
Производство
механический завод
опыт работы
Логистика, Общество, Производство, Университеты, Экология
опыт работы
университеты
Университеты
университеты
ЮНИВОЛГА
Общество, Университеты
ЮНИВОЛГА
КАДАСТР ОТХОДОВ
Муниципалитетам
Производство, Экология
КАДАСТР ОТХОДОВ