университеты

В стенах университета сложным образом взаимодействуют самые разные системы со своими целями, структурами, методами и традициями.

dsc03408В отличие от предприятия, которое ориентировано на выпуск определенной продукции, университет является гораздо более гибким объектом, который проще всего определить как «пространство взаимодействия отдельных систем».

  • Абитуриенты (и их родители) рассматривают вуз как место, где можно получить образование определенного вида и уровня.
  • Предприятие – как место, откуда можно получить квалифицированный кадровый резерв…
  • … а также как партнера, с которым можно решать актуальные производственные задачи в рамках хоздоговоров.
  • Государство – как институт, способствующий общему подъему экономики и социальной сферы региона.
  • Преподавательский корпус – как место, где можно наиболее эффективно использовать накопленный интеллектуальный потенциал.

Решая вместе столь разные задачи, отвечая требованиям различных субъектов, университет может работать эффективно только при условии, что все частные цели и процессы будут сбалансированы в рамках единой системы.

Администрация

В идеальном случае эту задачу решает администрация, которая создает пространство комфортного взаимодействия сторон – преподавателей и студентов, начальников лабораторий и аспирантов, предприятий и выпускников и так далее. Скажем больше – такое взаимодействие и некоторый баланс были достигнуты ранее, и администрации остается только поддерживать его на высоком уровне и адаптировать к изменяющимся внешним условиям.

В определенный момент времени деятельность университета отвечает внешнему окружению, причем по разным направлениям (обучение, наука, методология) «запас прочности» различен. Отсюда в стратегии вуза появляются пункты, подтягивающие слабые процессы. Одновременно изменение внешней среды создает новые вызовы, на которые надо реагировать, а частично и предвидеть. Таким образом, список актуальных задач для конкретного вуза в конкретной обстановке является индивидуальным.

Однако с более общей точки зрения все вузы развиваются на основе одной и той же эволюционной схемы, где внешняя среда проверяет на прочность сложившуюся структуру и воздействует на нее то с одной, то с другой стороны. Управление в этом случае опирается на некоторую универсальную схему, в которой должен постоянно соблюдаться баланс между процессами. Администрация постоянно контролирует этот баланс, выявляет узкие места и направляет усилия на их ликвидацию. Возникает система с обратной связью.

Заметим, что сильные процессы университета как правило не приводят к проблемам, а потому уходят на задний план и считаются менее значимыми, подчас несовременными и неактуальными. До тех пор, пока они выполняются, все идет хорошо. Но недостаточное внимание к ним приводит к ослаблению и возникновению «новых» проблем там, где их могло бы и не быть.

Искусство управления вузом заключается в способности администрации видеть универсальную схему, контролировать ее состояние, строить прогнозы появления узких мест и формировать программы развития, способные задолго до кризиса ликвидировать его причины. На практике вузы опираются на систему основных показателей, что является некоторой формой мониторинга.

Что же касается внешних воздействий, то они появляются неожиданно только в том случае, если администрация не анализирует развитие внешних систем — промышленности, науки, демографии и так далее. Если же ситуация в регионе находится под контролем, любое внешнее возмущение уже не становится внезапным.

dsc05485Информатизация

Информационные системы являются хорошим средством, позволяющим укреплять тот или иной участок управления. Мы видим, как отдельные процессы прошли стадию информатизации. Сначала бухгалтерский учет, затем цепочка «абитуриент-деканат», электронная библиотека, учет научных результатов. На кафедральном уровне создавались учебные макеты, установки, тренажеры. Широко использовался интернет и так далее.

В этом процессе каждая задача решалась более или менее удовлетворительно. Проблема постепенно сводилась к одному — множество отдельных систем плохо укладывается в понятие единой системы управления вузом. Причина понятна. Если администрация исходит из единой схему развития вуза, в которой периодически возникает дисбаланс, то новые системы должны развиваться как усиление той или иной части единой системы управления. Если же стратегия основана на решении отдельных актуальных задачах, то и систем будет несколько, и связь между ними будет неочевидной.

Автоматизация основных подразделений и основных «производственных потоков» подготовила вуз к решению следующей задачи – переходу к комплексному, гибкому, эффективному управлению балансом развития. Эта задача предполагает повышение целостности системы, ориентации отдельных функций и задач на единую понятийную основу, стратегию и структуру. Другими словами, необходим переход от множества слабосвязанных процессов к единому процессу, своего рода качественный переход в развитии вуза.

Единая схема

Задача повышения целостности системы предполагает более тесную интеграцию отдельных подсистем в рамках более общего процесса. До сих пор подсистемы (учебная, научная, административная) существовали и взаимодействовали, однако каждая из них имела свои цели и технологии. Слабым местом такой организации являлись процессы соответствия результатов на входе и выходе. Скажем, результаты научных исследований не всегда были согласованы с потребностями учебного процесса, а перечень специальностей не всегда соответствовал потребностям экономики региона.

Начинается развитие систем мониторинга, которые позволяют сравнивать результаты на стыке систем, выравнивать их в ручном режиме и так далее. Разумеется, это правильный подход, но он будет эффективен до тех пор, пока в системе есть грубые ошибки. Далее потребуется более тонкая технология, связанная с реструктуризацией некоторых процессов, а здесь как раз и требуется единая модель, служащая ориентиром для всех.

Один из подходов, который мы использовали, связан с выбором в качестве прототипа… логистической модели. Все научные, учебные и методические материалы представляются в виде знаний, хранящихся на некотором складе. Отдельные субъекты (ученые, преподаватели, студенты) работают со складом знаний, пополняя его, проводя переработку одних ресурсов в другие, собирая результаты в соответствии с заказом (специальность).

IMG_1841Несмотря на то, что студент не может рассматриваться как ресурс (его не изготавливают, не хранят на складе, не продают), его можно уподобить некоторому хранилищу знаний, которое постепенно наполняется новыми технологиями. Можно сказать, что на кафедре имеется своего рода стеллаж, где эти знания находятся, а студент, проходя мимо стеллажей, собирает в свое хранилище те или иные актуальные знания, которые затем и переносит на производство. По этой причине поток студентов аналогичен потоку трейлеров или погрузчиков, собирающих и упаковывающих ресурсы на складе.

Основной поток ресурсов — это движение знаний, а точнее — современных теорий и технологий, необходимых инженеру для практической деятельности после окончания вуза. Процесс переноса знаний от преподавателя к студенту гораздо сложнее сбора материалов с полок. Строго говоря, здесь даже нельзя говорить о передаче, ведь нельзя сказать, что в результате обучения все знания полностью переносятся от преподавателя к студенту. Знания преподавателя генерируют новые знания у студента, и если на уровне элементарных вопросов еще наблюдается сходство, то чем сложнее комплекс знаний, тем больше видна разница его состава у преподавателя и студента. Очевидно, формируется только заготовка, полуфабрикат, который затем продолжает развиваться в процессе практической работы.

Для большинства вузов главной задачей является совершенствование учебного процесса, то есть содержания лекций и практических занятий, лабораторного оборудования, летней практики и так далее. Абитуриенты в принципе приходят в вуз и готовы к учебе, здесь имеется более или менее устоявшаяся тенденция. Однако абитуриентов привлекает прежде всего престиж вуза, то есть его конкурентные преимущества, то есть качество его учебного процесса.

По этой причине мы склонны считать, что в стратегии развития на первом месте должны стоять не столько вопросы привлечения абитуриентов (что было актуально в период демографического спада), сколько вопросы качества учебного процесса. При этом речь идет не столько о форме получения знаний, сколько об их содержании. Выпускник должен быть востребованным, то есть обладающим самыми современными знаниями (технологиями).

Отсюда мы переходим к вопросу постоянной актуализации знаний преподавателя. Возникает поток знаний, берущий начало в научных лабораториях и на производстве, который заканчивается лекцией и лабораторной работой в вузе. Для того, чтобы организовать такой поток, желательно обеспечить участие преподавателя (или как минимум части преподавателей) в научно-производственной деятельности.

Более подробно представления автора о роли науки в вузе изложена в материалах:

Льноградский Л.А. Стратегия информатизации университета на основе опыта разработки автоматизированных систем для предприятий //Вестник Самарского госуниверситета. Естественнонаучная серия. — 2006. — № 6/1 (46). С. 305-315. Посмотреть

Гущин А.В. Льноградский Л.А. Анализ взаимодействия вуза и предприятия в вопросах освоения новых технологий //Современные проблемы науки и образования. — 2014. — №4.   www.science-education.ru/118-14182

Инновационная платформа
picturessw_0

С учетом сказанного возникает представление о потоке технологий, который зарождается на производстве (или в исследовательских центрах), передается ученым вузов, затем проходит методическую фазу и превращается в налаженный учебный процесс.

Целостность этого потока обеспечивает «подключение» вуза к самым современным проблемам производства и общества в целом, что только и может сделать вуз престижным, то есть обеспечить привлечение абитуриентов и так далее.

Разумно принять эту схему как основную и организовать мониторинг технологических потоков. С точки зрения управления наиболее простой формой постоянного мониторинга состояния вуза является рейтинг кафедр (или научных коллективов). Как правило, он дает только грубое представление о ситуации и позволяет выделить узкие места, тенденции развития, увидеть некоторые элементы динамики и так далее.

Для более эффективного управления вузом желательно использовать более сложную его модель. В теории построить такую модель не трудно, однако проблема заключается в обеспечении сбора необходимой информации. Поэтому легко увидеть, что рейтинг лишь выделяет фрагменты системы, которые затем подвергаются более глубокому исследованию.

Было бы заманчиво наращивать систему мониторинга, добавлять в нее все новые контрольные механизмы, не теряя при этом уже существующих. Это возможно, если однажды отлаженные механизмы будут снова выполняться в «автоматическом» режиме. Это возможно, когда мониторинг с самого начала опирается на информационную систему, специально предназначенную для этой цели.

Сегодня появляются информационные системы, поддерживающие расчет рейтинга научных коллективов, методической работы кафедр, а также комплексных показателей, раскрывающих все стороны деятельности вуза. Возникает возможность оценки не только отдельных плоскостей, но и их взаимодействия.

Мониторинг становится площадкой или платформой, позволяющей анализировать состояние вуза и планировать изменение этого состояния. Здесь отмечаются слабые места и ставится задача их реорганизации, использования новых, более современных методов и средств. Таким образом, мониторинг начинает играть роль инновационной платформы вуза.

 


Fotorzxb62320

РЕЙТИНГ КАФЕДРЫ

Нами разработан пилотный модуль «Научные результаты», позволяющий автоматизировать сбор и обработку данных по результатам выполнения научной работы кафедр, отдельных преподавателей, научных коллективов и вуза в целом. Модуль ориентирован на задачу составления отчетности для Министерства, однако решает ее в более широком спектре с учетом интересов университета.
Кроме того, внедрение модуля позволяет создать механизм, который может быть расширен на другие показатели вуза — методические, учебные и хозяйственные. В идеальном случае он постепенно охватывает все сферы деятельности вуза и становится главным средством контроля его развития. Это позволяет считать модуль пилотом инновационной платформы вуза.


НГПУ

Примером внедрения модуля «Научные результаты» может служить проект, выполненный в 2013-14 годах в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина. На соответствующих страницах подробно изложен весь ход работ, начиная от первых контактов и заканчивая полноценным внедрением. Остается добавить, что модуль успешно используется до сих пор (результаты 2015 года были собраны и обработаны на его основе).
Опыт внедрения модуля в НГПУ подтверждает его актуальность и приемлемость практически для любого вуза, не являющегося лидером в своей сфере. Для лидеров (МГУ и др.) этот подход также возможен, но там его требуется рассматривать особо.

min

 

социальный кластер
Методология, Общество, Экология
социальный кластер
тестирование
Логистика, Методология, Производство
тестирование
dashboard
Логистика, Методология, Производство
dashboard
параметры склада
Логистика, Методология
параметры склада
темы для студентов
Логистика, Университеты
темы для студентов
матрица
Методология
матрица
логистика
Логистика, Производство, Университеты
логистика
нейронные сети
Логистика, Методология, Производство
нейронные сети
агентные модели
Логистика, Производство, Университеты
агентные модели
управление проектами
Логистика, Производство, Университеты
управление проектами
мастер классы
Логистика, Университеты, Экология
мастер классы
сайт ЕСО 63
Общество, Экология
сайт ЕСО 63
системные ловушки
Методология
системные ловушки
сущность системы
Методология
сущность системы
BoardMaps
Общество, Производство, Университеты, Экология
BoardMaps
эволюция системы
Методология
эволюция системы
управление персоналом
Общество, Производство, Университеты
управление персоналом
рейтинг кафедры
Университеты
рейтинг кафедры
социальные системы
Общество
социальные системы
механический завод
Производство
механический завод
опыт работы
Логистика, Общество, Производство, Университеты, Экология
опыт работы
университеты
Университеты
университеты
ЮНИВОЛГА
Общество, Университеты
ЮНИВОЛГА
КАДАСТР ОТХОДОВ
Муниципалитетам
Производство, Экология
КАДАСТР ОТХОДОВ