Причина и следствия

Любая система является целостным множеством входящих в нее компонент. Эта целостность иногда случайно или закономерно нарушается, возникает дисбаланс. Его стараются устранить, вернуть систему в прежнее состояние или наоборот, подтолкнуть к переходу на более высокий уровень развития.  

Несмотря на множество причин, устранение кризиса сводится к выполнению типовых методов. Это похоже на появление насморка — причин может быть много (сквозняк, промокшие ноги, переохлаждение…), а лечение все то же  (парацетамол, чай с малиной…).

Специалист, освоивший средства борьбы с кризисами, способен увидеть его зарождение и подготовиться к его устранению заранее. Как говорят игроки в преферанс: «Знал бы прикуп — жил бы в Сочи». 

Системная матрица

В основе нашего подхода лежит логико-математическая схема, названная «системная матрица». Она позволяет абстрагироваться от предметной сущности системы и обозначить проблему, как бы она ни выглядела и где бы ни находилась. 

Матрица особенно полезна в тех случаях, когда требуется четко обозначить систему, в которой появляется кризис. Проблема может описывать только часть системы или наоборот, слишком широкую сферу. Мы концентрируем внимание на трех основных вопросах, которыми должен владеть системный аналитик:

  • Умение выделить проблему и соотнести ее с конкретной системой, выявить «действующих лиц» и их роли в предстоящем плане работ. 
  • Вопросы оптимизации системы, контроль над ее спокойным развитием без качественных скачков, быстрое реагирование на внутренние и внешние вызовы, способные дестабилизировать систему.
  • Вопросы развития системы, перехода на более высокий уровень, качественный скачок, который иногда протекает очень долго. Выбор достижимой цели, реорганизация структуры. 

Системы в разных предметных сферах развиваются с разной скоростью

Системы в области промышленности, культуры, экологии, образования и др. выполняют разные функции в жизни общества и имеют разные темпы развития. При изменении внешней среды они начинают адаптацию к новым условиям, однако по ряду причин (характер внешних воздействий, острота проблемы, качество платформы, наличие планов и ресурсов, кадровое обеспечение) процессы реорганизации протекают с разной скоростью.

С одной стороны, затягивание кризиса приводит к ослаблению систем и снижению их потенциала. С другой стороны, идущие впереди нарабатывают опыт, которым можно воспользоваться, сокращая затраты времени и средств на этапе выхода из кризиса.

Эта идея давно известна и ею успешно пользуются. Вместе стем, встречаются и другие подходы, использующие только внутренние представления данного предмета, не учитывающие общих системных законов развития.

Наша цель — по возможности разрушить межпредметные перегородки, возникающие из-за специфической терминологии, характера решаемых задач, фундаментальных традиций, и показать сходство проблем и решений системного характера в самых разных сферах.


Первая группа — системы управления предприятием

Сферой, которая острее всего реагирует на кризис, является производство, куда следует отнести не только промышленность, но и сельское хозяйство, транспорт, добычу полезных ископаемых.

Резкое изменение спроса, возникающее в этих сферах в период кризиса, останавливает работу целых коллективов, прекращает использование сложного и дорогого оборудования, разрушает кадровый потенциал. 

Требуются решительные меры по комплексной перестройке всей работы, по согласованию процессов разработки новой продукции, освоению новой техники, реорганизации системы снабжения, внедрения новых технологий, обновления кадрового потенциала и так далее. 

Если до появления персональных компьютеров в начале 90-х большинство предприятий использовало только локальные системы управления, то за последние 30 лет практически не осталось заводов, не имеющих приличной комплексной системы управления, объединяющей все указанные подсистемы в единое целое. 

Процесс автоматизации управления содержит богатейший материал для решения аналогичных задач в других сферах. Можно уверенно сказать, что основные проблемы и решения повторяются в области культуры и образования, медицины и логистики в гораздо более широких масштабах, чем это могло бы показаться. 


Другие системы — сходные проблемы в период кризиса

Среди многочисленных систем, повторяющих в своем развитии реорганизацию управления в промышленности, выделим культуру, образование, экологию.

В области культуры мы видим даже несколько этапов — распад научных, музейных, театральных, туристических и других структур, их автономные попытки выживания. Затем — формирование общей концепции культуры в постсоветский период. Наконец — стихийная интеграция традиционных «осколков» и разворот в сторону малых городов, исторических корней и так далее. 

В образовании — переход на западные стандарты, ЕГЭ, появление множества мелких вузов, затем обратный процесс укрупнения и выделения исследовательских центров, дискуссии по поводу школьного образования, новые вызовы в связи с бурным развитием интернета.

В экологии — мониторинг территорий, контроль выбросов, охрана лесов и водоемов, вопросы качественного питания, зоны комфортного проживания, несанкционированные свалки — и так далее.


Экспорт технологий

  • В разделе ПРОБЛЕМЫ мы попробуем описать типичный сценарий вхождения системы в кризис, дополняя его примерами из различных сфер.
  • В разделе РЕШЕНИЯ будут отражаться реальные попытки применения системных технологий в конкретных задачах, а также оценка результатов, которые при этом получались.
  • В разделе ПРОГНОЗЫ рассматриваются предполагаемые варианты развития системных кризисов в той или иной сфере.