dsc03408Студенту трудно сразу решиться на работу в той или иной фирме. Фирма тоже не готова принимать решения по поводу неизвестных студентов. Поэтому в рамках кампуса мы имеем возможность получить первое представление о работе фирмы и о способностях студентов. Потеряв немного усилий, мы получаем хорошо обоснованное решение.

Тем, что хочет работать в области логистики, полезно прослушать курс вступительных лекций. Для тех, кто не намерен двигаться в этом направлении, возникает возможность расширить свой профессиональный кругозор, получив базовые сведения об одном из ИТ направлений непосредственно от профессионалов высокого уровня.

Помимо лекций студенты имеют возможность получить и практический опыт. Здесь также возможны варианты. Можно пройти летнюю производственную практику. Можно заключить договор и работать в течение последнего года обучения в вузе на полставки или на четверть ставки. Наконец, можно взять тему для реферата или курсовой работы, а при желании — и для диссертации.

Студент может попробовать себя в различных направлениях и в разных качествах (аналитик, программист, тестировщик). Если при этом он не достигнет гениальных результатов — не беда. Главное — неясные перспективы будущей работы становятся более четкими, в них можно увидеть привлекательные и отталкивающие стороны, выбрать свою специализацию. Все это сокращает усилия по адаптации молодого специалиста к работе в полноценных инженерных коллективах.

СИСТЕМНЫЙ МИР IMG_200000

Вводный курс из 5 лекций по логистике, позволяющий студентам глубже окунуться в задачи и методы построения автоматизированных складов. Первоначальное представление о складах, имеющее механическую основу, превращается в логико-математическую модель, для спецификации и реализации которой применяются вполне конкретные методы и средства.

Студент имеет возможность познакомиться с реальными задачами, которые решают специалисты по логистике, с реальной обстановкой, с перспективами его личного участия, возможностями творческого поиска, уровнем ответственности и так далее. Все это помогает сделать выбор «за» или «против» дальнейшего изучения этой темы.

Курс был прочитан студентам ПГУТИ (Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара) Л. Льноградским весной 2016 года.

Примерный план лекций

ОТ СЛОЖНОГО К ПРОСТОМУ. Рассматриваются самые разные системы, начиная от производственных, заканчивая общественными, проводится аналогия с развитием биологических систем на уровне эволюционных законов, филогенеза и онтогенеза. Сложный системный мир представлен в виде сложных композиций относительно простых модулей. Понимание системных конструкций позволяет выделить актуальные задачи производственного процесса, административного управления, позиционирования личности в обществе, планирования профессионального развития, организации отношений в семье и коллективе и так далее.

МОНИТОРИНГ. Естественное движение мысли от простого к сложному предполагает длинный процесс синтеза, накопления опыта и так далее. Анализ позволяет двигаться от целого к частному, постепенно «загоняя» проблему в жесткие рамки конкретной формулировки, лишая ее возможности маневрировать и возникать снова и снова в другом качестве. Мониторинг позволяет контролировать события, проверять найденную концепцию, а также четко отслеживать результаты воздействия на систему, то есть контролировать эффективность тех или иных решений.

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ. Система рассматривается как ценоз, то есть совокупность видов и особей (биоценоз, техноценоз…). Задача оптимизации подобна задаче восстановления фруктового сада, при которой нужно аккуратно корчевать одни деревья, высаживать другие, постепенно переходя от старой планировки к новой, не прерывая текущей деятельности системы. Искусство постепенного изменения жизни без революций. Особенно полезно в конфликтных ситуациях, при недостатке ресурсов. Понимание цели и законов развития позволяет экономить усилия, добиваясь нужного результата, включая внутренние резервы системы.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ. При внедрении новых идей в промышленности, в управлении, в коллективе, при решении «начать новую жизнь» нужно понимать, что происходит перенос некоторого привлекательного решения на новую почву, которая может принять его, а может начать отторжение. Требуется предварительный анализ, подготовка к внедрению, грамотные действия, позволяющие обеспечить интегрированное развитие старого и нового, исключающие конфликты и провал проекта.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ. Вопросы баланса между «традицией предков», позволяющей опереться на проверенные решения в трудную минуту, и «современностью», то есть подходами, появившимися в самое последнее время, показавшими свою эффективность, но еще не прошедшими проверку временем. Излишний консерватизм так же вреден, как и излишний модернизм. Золотая середина должна рассчитываться еще и при учете внешних условий, которые тормозят или разгоняют процесс, поддерживают новизну или сопротивляются ей.

ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУIMG_2329

Курс был прочитан весной 2018 года сначала в СамГТУ (Самарский государственный технический университет), а затем в СГАУ (Самарский государственный аэрокосмический университет).

Курс состоит из 5 лекций следующего содержания:

        • Введение (Л.Льноградский),
        • Формирование проекта (Н.Рогачев),
        • Управление проектом (А. Мищенко),
        • Тестирование (А.Ефименко),
        • Моделирование (А.Карякина, А.Епифанцев).

Каждая лекция содержит иллюстрации в виде схем, фотографий и видеороликов, сделанных на базе реальных проектов.

ТЕМЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВскачанные файлы

После выбора темы планируется работа, заканчивающаяся написанием реферата или разработкой проекта, публикацией статьи или составлением отчета для заказчика. Работа проводится при индивидуальной поддержке специалиста. Результаты выносятся на семинар студентов и специалистов.

По результатам может быть получена рекомендация для поступления на работу в логистическую фирму.

ЛАБОРАТОРНЫЕ МАКЕТЫ ДЛЯ КУРСА ЛОГИСТИКИ

Логистика появилась в списке индустриальных направлений сравнительно недавно, и с тех пор развивается довольно высокими темпами. Требуется все больше специалистов для проектирования и эксплуатации логистических объектов. Для организации подготовки таких специалистов некоторые вузы начинают открывать специальности, другие вводят специальные циклы курсов.

Для более успешного развития логистического направления в вузах было бы полезно иметь лабораторные макеты, имитирующие работу реальных объектов. Для этого совсем необязательно копировать работу склада в мелочах, где-то можно упростить процедуры. Но схема, составленная на базе реального проекта, всегда отличается от придуманной. Она больше соответствует реалиям нашего мира.

ЗАДАЧА ДЛЯ СТУДЕНТОВ. На основе реально выполненных и внедренных проектов разработать (упрощенную) схему склада, имитировать работу физической части с помощью штатного имитатора, построить сценарий управления складом с обучающими задачами для выделенных рабочих мест. Полученный результат можно будет использовать также для обучения операторов склада, для демонстрации движения потоков потенциальному заказчику и так далее. ЛОГИСТИКА

DASHBOARD

Разработка презентаций, позволяющих построить контрольную панель для логистических объектов. На базе реальных разработок и имеющихся инструментальных средств требуется сформулировать технологию анализа очередного объекта и формирования для него оптимального набора страниц. DASHBOARD.

ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

При проектировании автоматизированного склада возникает задача, которая в зависимости от постановки решается элементарно или с большим трудом, но в любом случае требует уточнения. Это определение правил хранения товаров (материалов, продукции) на складе, то есть распределение товаров между локальными хранилищами, определение конкретного места, куда товар должен быть помещен, а также выбор конкретного товара, который должен быть отобран со склада. ПАРАМЕТРЫ СКЛАДА.

ОЦЕНКА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ

Максимальная пропускная способность оборудования является необходимым, но не достаточным условием для определения производительности склада. Важно учесть характер внешних потоков, номенклатуру материалов, условия возникновения пиковых нагрузок, интеграцию транспортных операций и многое другое.

Моделирование позволяет учитывать все перечисленные факторы и получать оценочные значения для производительности.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

Речь идет о распределении ресурсов (исполнителей) на этапе планирования проекта, подготовки к его выполнению, составлению рабочего плана и корректировки плана из-за появления новых обстоятельств. Особенности логистических проектов требуют более тонкого отношения к вопросам интеграции различных специалистов.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА

Целый ряд экологических задач (сбор отходов, переработка вторичных ресурсов и проч.) может решаться с логистических позиций. Имеется в виду применение логистических методов проектирования.