ЕВРОПЕЙСКИЕ НОВАЦИИ IMG_1301

Изменения, которые происходят в Европе в последние десятилетия, видны невооруженным глазом. С одной стороны, продолжаются эксперименты по поиску идеального общества. С другой стороны, результаты пока не впечатляют. В целом процесс развития затрагивает плоскости политики, экономики, культуры. Его полноценный анализ требует глубокого знания предмета, чем мы похвалиться не можем.

Но есть одна тема, которую хотелось бы поднять. Хотелось бы сравнить принципы межнациональных отношений в Европе и в России, а точнее, в Самарской области, где исторически палитра национальных составляющих всегда была широка. По национальному составу Самара близка к таким регионам, как Кавказ или Югославия, однако отношения между народами здесь всегда были далекими от бурных  конфликтов.

Чтобы не утонуть в такой сложной теме, обозначим некоторые тезисы, которые хотелось бы выделить:

  • Самара в национальном плане — это микромодель России, а Россия — микромодель мира. При всех проблемах, которые мы имеем (а они есть), существующая традиция позволяет обществу адаптироваться к внешним воздействиям и не терять достигнутого баланса.
  • Самара опирается на многовековую традицию, не увлекаясь искусственно построенными проектами, даже если они выглядят весьма привлекательно. Есть масса примеров консервативного поведения, противоборствующего модным воздействиям со стороны.
  • Европа пытается балансировать между национализмом и толерантностью, а в Самаре давно отказались и от того, и от другого. Та самая привлекательная модель межнациональных отношений, которая создана здесь, построена на иных принципах. Может, уже пора использовать этот опыт в проблемных ситуациях?

Для нас Европа всегда была регионом, из которого мы брали лучшее — и в плане общественного устройства, и в плане технического и культурного потенциала. Безусловно, европейцы имеют право жить так, как они хотят, и нам не следует нести свой устав в чужой монастырь… Но похоже, что теперь мы будем учиться не только на положительных, но и на отрицательных примерах. Впрочем, такое бывало и раньше.

1996 ГОД 22

В середине 90-х в Самаре активно обсуждались идеи национального развития народов, населяющих область (в том числе и русского). Активизировались национальные центры, землячества, газеты, школы и проч. Возникали самые разные инициативы, которые затем широко обсуждались на конференциях. Представители всех движений обменивались мнениями и планами, спорили, требовали, доказывали.

В этот период многие специалисты в области культуры сотрудничали с Историко-эко-культурной ассоциацией «Поволжье», которая выполняла роль интегратора и посредника между самыми разными группами и направлениями. В 1996 году Ассоциация начала выпускать журнал «Самарская область. Этнос и культура».

В.И. Пестрикова написала тогда в своей статье, что в Поволжье сформировался «особый менталитет населения, характеризующийся высокой взаимотерпимостью, сохраняющейся до настоящего времени на бытовом уровне, несмотря на все зигзаги государственной политики, в различные периоды истории способствовавшей или препятствовавшей сохранению этого менталитета». (1996. №1. с.23-25).

Тем не менее, в период структурной перестройки общества уповать только на бытовой уровень было бы неверно, поэтому различные специалисты, активисты и политики стремились дать оценку событиям и предлагали свои идеи. Не остался в стороне и автор этих строк, рассмотрев ситуацию с позиций аналитика. Так появилась статья  «Национальная культура и социальная структура» ( 1996. №1. с.25-26 ):

Факсимильная копия 

20 ЛЕТ СПУСТЯ
IMG_1784

Сегодня некоторая напряженность и неопределенность в национальном вопросе, которая имела место в Самаре в 90-е годы, постепенно разрешилась и привела общество к стабильному состоянию. Первоначально высказывались самые разные идеи, совершались акции и проводились мероприятия, подчас противоречивые и чреватые конфликтом. Но постепенно осталось только то, что было приемлемо для всех. Осталось, закрепилось и продолжает существовать и развиваться.

Что интересно, совсем недавно В.В. Путин, отвечая на вопрос по поводу Российской дипломатии, высказался в том плане, что мы сначала определяем позиции партнеров, находим позицию, которая приемлема для всех, а затем стоим на ней твердо. И что-то в этом роде произошло в результате национальных новаций 90-х.

Частные выводы мы можем сделать по отношению к современной ситуации в Европе. Но можно пойти дальше и увидеть в произошедшем и в происходящем общие закономерности развития систем. В статье сделана попытка показать механизм развития сложной системы. В период интеграции она сплачивает свои элементы (повышает целостность), а затем, в периоды кризисов, позволяет им разбегаться.

Образно говоря, если отряд туристов заблудился в лесу, он рассылает разведчиков в разных направлениях, чтобы потом, когда кто-то из них найдет дорогу, снова собраться всем вместе. Когда туристы разбегаются по разным направлениям, они понимают, что речь не идет о расформировании группы. И позже, нашедший дорогу стремится найти остальных и сообщить им об этом.

АССИМИЛЯЦИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ 620

Есть один признак, на который хочется обратить внимание. Часто употребляется термин «ассимиляция», когда один народ поглощается другим народом, когда эмигранты через пару поколений полностью отказываются от своих традиций и переходят на новые. Во-первых, это лишь внешнее впечатление, традиции все равно сохраняются. Во-вторых, весь вопрос в том, к каким стандартам следует ассимилироваться.

Похоже, каждый этнос имеет некоторое поле допустимого поведения и чувствует себя комфортно в рамках этого поля. Взаимодействие с другими этносами заставляет его ассимилироваться к некоторому «центру тяжести». С одной стороны, он несколько сужает свое традиционное поле. С другой стороны, несколько расширяет его, общаясь с соседями. В любом случае это поле развивается, оставаясь полем данной национальности.

Однако в процессе взаимодействия «срезаются» острые углы, появляются общие площадки, обозначаются некоторые опасные места, которых следует по возможности избегать. Каждый народ остается в рамках своего пространства и живет так, как хочет. Вместе с тем, конфликтов не возникает (исключая постоянные мелкие трения, некоторые противоречия, перекосы, что отражает динамику процесса).

В многонациональном обществе главной является идея принадлежности к интегрированной традиционной общности («мы — волжане»), где ценности, принятые всеми, ставятся на первое место, ценности, не нашедшие поддержки всех, убираются как минимум на задний план, а все новое появляется не как результат размышлений и вычислений, а как переход в общее пространство еще одной узко национальной традиции.

Региональными ценностями управляет народ на том самом бытовом уровне. Все новое сначала проходит проверку в рамках отдельной национальной культуры, а затем им начинают интересоваться другие. Все опасное продолжает существовать в архиве, а новым поколениям показывают возможные последствия этого опасного.

ВЫВОДЫ citation-notes

Тема действительно сложна, поэтому было бы опрометчиво говорить о том, что нам уже все понятно и мы знаем, как нужно действовать. Дело в другом. Просматривается аналогия между развитием социальных и технических систем, между поведением различных коллективов.

Что такое проблема беженцев в Европе? Это кризис инновационного проекта, когда Европа решила, что можно перескочить через голову России и приступать к формированию «ячейки мирового общества» на своей территории. Увы, Восток — дело тонкое, и мы здесь это знаем хорошо. Нужна кропотливая работа многих поколений для того, чтобы создавать действительно устойчивую и гармоничную многонациональную структуру.

Но на наших глазах совершаются инновации и в других сферах. Например, переносится на местную почву некоторая технология из другой страны, где она родилась и жила в других условиях. И мы знаем примеры провалов многих инновационных проектов.

Было бы интересно постараться найти такой понятийный аппарат, который объяснил бы схему инноваций как в области общественного развития, так и в области технического прогресса. Такая интеграция понятий была бы полезна всем, кто связан с инновационными проектами.