2

 

СОВРЕМЕННЫЕ РЕШЕНИЯ

Инновация (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.

Информационные системы, как и объекты, которыми они управляют, возникают чаще всего на базе известных прототипов. Руководитель предприятия или учреждения знакомится с передовым опытом, выбирает привлекательные с его точки зрения результаты и ориентирует исполнителей проекта на повторение этих результатов в условиях своего объекта.

В зависимости от уровня развития предприятия, его возможностей, наличия компетентных кадров и амбиций руководства проект может быть существенно новым или наоборот, повторяющим в основном известные решения. Возникает целый спектр проектов, уровень новации в которых колеблется от очень высокого до почти нулевого.

Если рассматривать конкретное (удачное) решение, то оно, появившись в одном месте, постепенно распространяется по самым разным объектам, совершенствуется и со временем принимает характер общепринятого стандарта.

Со своей стороны, ИТ специалисты осваивают не только новации в предметных сферах, но и развивают собственные технологии, решая попутно задачу интеграции локальных систем управления в рамках корпоративной информационной системы.

И если руководитель предприятия перенимает опыт другого предприятия, менеджер склада учится у другого менеджера, ИТ специалист интересуется другими информационными системами и методами их построения и развития.

Однако заметим, что если сам производственный объект является передовым и может быть выбран в качестве прототипа, то отсюда совсем не следует, что система управления этим объектом также может играть роль прототипа. Хотя бы потому, что она плохо интегрируется с десятком других систем, уже действующих на объекте.

Возникает совершенно новая задача – интеграция технологии управления новым объектом с принятыми на предприятии стандартами. Нетрудно увидеть, что здесь требуется реализовать новацию по отношению к новации, то есть «новацию в квадрате». Решение этой задачи и находится в центре нашего внимания.

 

2ОПЫТ РАЗРАБОТЧИКА

Выполнение очередного проекта позволяет получить (или не получить) конкретный результат для заказчика. Однако и заказчик, и разработчик в результате выполнения проекта корректируют свои первоначальные оценки. Возникает понимание, что некоторые этапы можно было пройти быстрее, где-то получить более эффективные решения, учесть с самого начала действие определенных факторов и т.д.

Этот опыт полезен участникам проекта, но еще более он полезен тем, кто только собирается реализовать аналогичный проект у себя на площадке. Тот, кто идет впереди, уже увидел скрытые проблемы, уже попробовал их решить определенным образом, получив при этом положительные или отрицательные результаты, а потому этот опыт безусловно полезен следующей волне проектов.

Нам хотелось бы обобщить свой опыт и изложить рекомендации для тех, кто следует за нами. Но здесь возникает  проблема. Дело в том, что на сайт может зайти и неопытный студент, и маститый теоретик, и умудренный жизнью практик. У каждого из них свои представления, свой опыт, свои цели и задачи, поэтому трудно дать универсальный набор рекомендаций. Кроме того, работа по методическому изложению опыта (с примерами и доказательствами) требует отдельный усилий, а жизнь идет вперед и не всегда позволяет провести «разбор полетов» на необходимую глубину.

Поэтому мы просто излагаем те вопросы, которые показались нам важными. Задача даже не в том, чтобы провести анализ проблемы, подобрать эффективное решение и проч., достаточно просто обозначить проблему или новый подход. Образно говоря, обозначить вешками опасные места, указать на обходные пути…

Если читатель найдет в наших материалах предмет для разговора, мы будем рады продолжить его в более конкретной постановке, привлекая дополнительные материалы, решения, наработки. Сравнивая свою позицию с позицией коллег мы получим более глубокое видение процесса проектирования, что будет полезно всем.

 

2ПОНЯТИЙНАЯ ПЛАТФОРМА

Среди десятков и сотен проектов, которые мы выполняли сами или наблюдали со стороны, мы выделили наиболее характерные, на которых можно продемонстрировать как проблемы, так и принятые решения.

Здесь представлены проекты по трем основным направлениям – логистика, информатизация вузов и экология. На наш взгляд, существует некоторая тенденция переноса инноваций от производства в сферу образования, а затем в социальные системы. Это подтверждается тем, что многие идеи, реализованные 20 лет назад при разработке АСУ на многочисленных предприятиях, распространились в современных формах на самые разные задачи, включая оплату услуг ЖКХ.

Но есть и некоторый «глобальный» вывод, который лежит в основе нашего опыта. Дело в том, что перенос некоторого объекта из окружения, в котором он создавался, на новую почву, требует интеграции объекта с новой инфраструктурой. Как сама инфраструктура, так и люди, которые ее обслуживают и развивают, используют определенную концепцию, в которой известные факторы расставлены в определенном приоритетном порядке.

Каждый специалист пользуется непротиворечивой «понятийной платформой», под которой мы понимаем неформализованные представления о работе объекта, о его целях, критериях, структурах, алгоритмах, способах взаимодействия с партнерами и многом другом. В процессе взаимодействия работники формируют коллективную понятийную платформу как основу совместных действий. Это не значит, что все приходят к единому мнению. Это значит, что все как минимум начинают понимать друг друга и видеть позиции партнеров.

При внедрении инновационного проекта его «родная» платформа начинает плотно взаимодействовать с «местной» платформой. От того, насколько быстро и безболезненно удастся скорректировать противоречия в них, зависит успех проекта. Практика показывает, что именно нестыковки между исходными платформами и неумение проектировщиков согласовать эти нестыковки являются причиной подавляющего большинства проблем и ошибок при развитии проекта.

Вопросы  формирования «единого понятийного пространства» и его оптимизации занимают основное наше внимание. Решение этой задачи позволяет организовать согласованное решение большинства остальных вопросов.

 

2ОСНОВА ПЛАТФОРМЫ

Мы убеждены, что интеграцию представлений надо начинать с базового понятия потока ресурсов. В некоторых случаях это почти очевидное понятие. Скажем, на предприятии существует поток, который начинается получением сырья и материалов, а заканчивается отгрузкой готовой продукции.

В логистических системах ресурс вообще редко подвергается какой-то переработке, если не считать упаковки, сортировки и проч. В экологии природный ресурс (вода, воздух) потребляется населением и предприятиями, загрязняется, очищается и так далее.

Есть и другие системы, в которых основной поток далеко не так очевиден. Например, процессы образования в вузе можно рассматривать как обслуживание потока новых технологий. Сначала их осваивают лучшие ученые и инженеры, затем над ними работают методисты и, наконец, преподаватели передают их многочисленным студентам, а те, в свою очередь, несут на предприятия.

Можно соглашаться с таким подходом или не соглашаться, но суть в другом – участники интеграционного процесса должны обозначить главный поток и определить по возможности виды элементов, которые в него входят, пути движения, зоны обработки и так далее.

Например, можно говорить о потоке станков на данном предприятии, имея в виду медленный процесс ротации оборудования, который происходит годами. В этом случае объемы производства даются в виде статистики или в виде прогнозов годового выпуска. Если же перейти на оперативное планирование производства, станочный парк становится условно-постоянным, а планы производства деталей и изделий учитывают уже штучное производство.

Выделение потока ресурсов позволяет постепенно выяснить, что движется, откуда и куда движется, под воздействием каких причин движется, чем обеспечивается, как оценивается. Об этом мы будем говорить позже, а пока переходим к обзору конкретных проектов и проблем, которые возникали в процессе их выполнения.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ…

ЛОГИСТИКА - разработка систем управления автоматизированными складами (WMS)

СИСТЕМЫ ВУЗОВ - инновационная платформа университета и ее пилотный модуль «Научные результаты»

КАДАСТР ОТХОДОВ - региональный кадастр отходов Самарской области